Антикризисное управление бизнесом: Как сохранить и развить компанию в кризис

Под антикризисным управлением бизнесом стоит понимать особый комплекс действий, направленных на предотвращение кризиса и использование эффективных методов для дальнейшего развития предприятия в сложный для него период. Обычно меры разрабатываются на конкретный срок, в течение которого компания сумеет достичь конкретных результатов.

Чтобы снизить риски банкротства предприятия, руководство часто нанимает сторонних независимых специалистов. Они производят полную оценку деятельности компании, устанавливают задачи и разрабатывают меры для их решения.

Антикризисное управление: зачем требуется и как происходит?

Компании прибегают к антикризисному управлению, чтобы предотвратить потенциальное банкротство, пережить тяжелый экономический кризис и использовать новые возможности рыночной ситуации, чтобы повысить конкурентоспособность. Задачи решаются при этом постепенно. Изначально важно спасти бизнес от краха, а уже затем можно укреплять его положение. Для различных целей зачастую требуется использование разных методик.

Итак, первым делом смягчается удар от кризиса:

  • Улучшается настрой сотрудников, повышается их мотивация;
  • разрабатываются четкие стратегии выхода из кризиса;
  • нейтрализуются самые проблемные точки;
  • внедряются новые управленческие инструменты.

Когда пора переходить на антикризисное управление?

Существуют как внешние, так и внутренние факторы, которые свидетельствуют о том, что пора запускать антикризисное управление. К первой категории относятся следующие факторы:

  • Увеличение безработицы и падение доходов населения;
  • ускорение инфляции;
  • политический кризис в стране;
  • нестабильная ситуация в законодательстве и постоянные изменения в налоговой системе.

Учитывать стоит и внутренние факторы:

  • Рыночные. У компании упала конкурентоспособность, число потребителей снизилось, наблюдаются постоянные сбои в работе поставщиков.
  • Управленческие. Персонал работает неэффективно, руководство идет без особых причин на риски, решения основываются на неправильном анализе рынка.
  • Производственные. Предприятие давно не обновляет оборудование, снижена производительность труда, появились крупные энергозатраты.

При этом кризис затрагивает множество структур предприятия, включая производство, логистику, управление, технологии, продукт и персонал. Все это сказывается на снижении имиджа компании, падении экономических показателей и увеличении жалоб от потребителей. Ориентируясь на основные показатели эффективности компании, руководство своевременно примет решение о переходе на антикризисное управление и обратится за помощью к независимым консультантам в сфере бизнеса.

Ключевые методы антикризисного управления

Методики управления антикризисными ситуациями делят на семь ключевых категорий:

  • Восстановительные. Предприятие ставит цель отыскать слабые звенья в своей деятельности и полностью их устранить.
  • Маркетинговые. Консультанты анализируют спрос покупателей и каналы сбыта. На базе оценки производится коррекция рекламных стратегий.
  • Финансовые. Улучаются системы отчетности, понижаются затраты, начинают использоваться новые инструменты, увеличивающие прибыль и повышающие эффективность деятельности.
  • Управленческие. Обновляются уже имеющиеся методики управления.
  • Производственные. Сотрудники работают над повышением качества выпускаемых продуктов. Дополнительно оптимизируются процессы производства, обновляется оборудование.
  • Методики активного приспособления. Важно, чтобы изменения не просто вносились, а приносили пользу. Поэтому новые услуги и продукцию нужно распространять среди потенциальных потребителей.
  • Кадровые. Использование антикризисного управления персоналом заключается в удержании и поощрении наиболее деятельных и полезных сотрудников. Кадровый состав перестраивается, отдельные работники покидают компанию.

Стратегии

Без четкого разработанного плана не обойтись. Необходимо произвести полную оценку деятельности компании, а также управление рисками. Выбор методов обуславливается положением предприятия и поставленными целями. Исходя из этого консультанты предлагает стратегию. Перечислим наиболее популярные:

  • Ручное управление. Кризис может быть обусловлен плохим внутренним контролем за деятельностью компании. В этом случае его необходимо ужесточить и начать внимательно следить за каждым отдельным процессом.
  • Экстремальный шаг. Предприятие обращается к кредиторам, чтобы накопить ресурсы, которые помогут выйти из кризисной ситуации.
  • Электрический шок. Наиболее рисковая стратегия, предполагающая увеличение расходов по тем направлениям, которые сильнее всего были затронуты кризисом.

Наиболее важным аспектом является быстрое реагирование на возникшую ситуацию. Чем раньше руководство введет систему антикризисного управления в тяжелых экономических условиях, тем быстрее компания справится с возникшими трудностями. При необходимости можно проконсультироваться с независимыми экспертами, которые проведут объективную оценку деятельности компании и разработают оптимальные меры.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться